«Почему снижается мотивация к школьному обучению у подростков и что делать родителям?» (для родителей)

Просмотр календаря
06.04.2022 17:00 - 17:40

Аннотация: Снижение мотивации к школьному обучению в подростковом возрасте вызывает беспокойство родителей и напряжение в детско-родительских отношениях, частные конфликты. Родители задумываются о том, каким образом можно воздействовать на подростков, каким образом сформировать мотивацию. К сожалению, родительские ожидания часто являются завышенными, что связано с недостаточными знаниями подростковой психологии и физиологии.

Снижение активности, энергичности у подростков связано во многом с неравномерностью роста, когда скелет растет значительно быстрее органов сердечно-сосудистой системы, что приводит к повышенной утомляемости, головокружениям, головным болям. Для подросткового возраста характерна повышенная возбудимость, эмоциональные реакции даже на незначительные стимулы являются достаточно бурными. Лобные доли больших полушарий головного мозга, отвечающие за самоконтроль, еще недостаточно созрели, также недостаточно развита перспективная память. Негативизм, характерный для подросткового возраста, становится проблемой как для самого подростка, так и для его взаимоотношений с окружающими. В такой сложный период подросткам сложно быть полностью включенным в учебу. Важно, чтобы родители понимали, что происходит с подростком и учитывали его актуальное состояние. В том числе, и не предъявляя завышенных требований.

Потребность в познании, необходимая для эффективного обучения, проявляется на основе удовлетворенных физиологических потребностей, а также потребности в безопасности, принадлежности и любви, уважении. Взрослым стоит обратить внимание на то, что они делают для удовлетворения базовых потребностей подростков.

Формирование мотивации обучения должно строиться на понимании подростками того, зачем им нужны определенные знания.  То есть, подросткам важно в процессе обучения получить быстродостижимый практический результат от обучения. Современная школа в редких случаях является практикоориентированной. Следовательно, эту задачу школа перекладывает на родителей. Если подросток поймет, зачем ему нужно изучать определенные темы, каким образом эти знания могут ему пригодиться в жизни, то постепенно мотивация к школьному обучению начнет формироваться.

Ведущий:

Гусева Юлия Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии социального взаимодействия